пятница, 27 ноября 2009 г.

Норка


За зелёными лугами, за глубокими морями, за долами, за холмами жила была большая Гора. И было у Горы той двое дочерей - Пещера и Норка. Пещера была старшая из детей Горы, а Норка - младшая. Пещера была большая, просторная и вся каменная-прекаменная...

А Норка... Норка была маленькой, тесной и вовсе даже не каменной, но земляной. Пещера горда была и холодна, а Норка хоть и была собою мала, но хранила в себе тепло и домашний уют.

И вот однажды, в края те далёкие, где жила Гора со своими дочерями, пришла суровая зима с метелью снежной, с ветром холодным и с лютым морозом. Туго пришлось в суровую зиму ту обитателям древней Горы...

Уж и не знали они, бедные твари земные, где им укрыться от жестокого зимнего ветра? Где спрятаться от холодного снега? Где обогреть озябшие свои тела? И возопили все они к мудрой Горе, прося у неё совета о беде своей, ибо зима не скоро ещё собиралась уходить в другие края:

-Замерзаем! - обратились к Горе горные барашки, - Что делать нам не знаем, ибо путь в долину весь засыпан непроходимыми снегами. Мороз грызёт наши кости, прокрадываясь внутрь через шерсть мокрым снегом... - рыдая, дрожали они от холода.

-Умираем! -  тревожно кружились над Горой той горные орлы, - Ветра разорили гнёзда, умчали их прочь и засыпали снегом. Ветер ломает наши крылья острыми льдинками и нет уже сил бороться с неистовством его... Что делать нам, Гора? - кричали они, едва шевеля своими крыльями.

Выслушала Гора стенания своих обитателей, содрогнулась и молвила так:

-Вот, и сама я вижу, что зима нынче суровая, злая... Сама ведаю, как трудно вам, а помочь чем не знаю...- тяжело вздохнула Гора, а потом, помолчав немного, сказала:
- Однако не отчаивайтесь, - воодушевила она их, - есть у меня две дочери - Пещера каменная и Норка земляная. Обе они живут у подошвы ног моих - пойдите к ним, быть может они, сжалившись над бедою вашей, примут вас к себе?! А я, - склонила Гора седую свою голову к бедным своим обитателям, - пока вы идти будете, поговорю с дочерями своими о вас...

Обрадовались горные барашки и тут же поскакали по горным откосам вниз - к дочерям Горы, весело цокая своими копытами. Птицы небесные, прослышав про такое дело, тоже поспешили оставить высокий свой полёт ради убежища, покуда беснуется злыми снегами зимняя зимняя вьюга.

Гора же тем временем склонила голову седую свою к Пещере и Норке, сказав:

-Дочери мои любезные! Дочери мои нежно любимые! Дочери мои единственные! Вы знаете, как люблю я вас! Чувствуете вы заботу мою в себе каждый миг, ибо я ношу каждую из вас в себе, доколе жива. Вот, пришла суровая зима с холодом лютым и с метелью беспросветной... Прошу вас, примите в себя тех, кто обитает на моих вершинах, покуда не уйдёт зима прочь... Не откажите, прошу вас, им в помощи!

-Вот ещё! - ленивым эхом отвечала своей матери тёмная холодная Пещера, поглубже укрываясь в её недрах от внешнего холода, - Сама замерзаю! Буду я ещё тут каких-то проходимцев укрывать от холодов! Нет! - прорычала она, завалив свой зев булыжниками, чтобы никто к ней сунуться не посмел.

Опечалилась Гора, заплакала...

-Не плачь, матушка! - едва слышным голоском, осыпалась тёплыми земляными комочками Норка, - Помогу я зверятам твоим! Помогу я, родная, крылатым твоим! Авось, не погибнут они от лютого зимнего холода!

- Эх, Норка моя, ты, Норка! - ласково пощекотала седая Гора каменным своим коготком брюшко тесной Норы, - Доброе у тебя сердце, доченька! В меня ты уродилась душою да только тело моё ты не унаследовала... Мала ты, чтобы вместить в себя зверьё моё да птиц небесных.

-Вот уж действительно дурёха какой свет не видывал! - из-под завала камней глухо громыхала Пещера, посмеиваясь над сестрой, - Сама с песчинку, а туда же - целый мир приютить хочет! Сама бы не окоченела для начала, а потом бы уж и объятья свои предлагала всем кому непоподя!

-Молчи уж, бессердечная! - рассердилась Гора на старшую дочь свою, - А ты, Норка, взрослей поскорей и оставайся в душе своей такой же доброй и уютной Норкой, какая ты есть сейчас! Я же, - напоследок сказала Норке Гора, - вернусь на высоту и поговорю с Небом... Может за пеленой суровых снегов докричусь до Него? Как знать! - и седая Гора вернулась на свою высоту.

Горные орлы, тем временем, уже спустились к подошве могучей той Горы, и вот, видят они спасительную Пещеру, а вход в неё завален громадными камнями. Опечалились горные орлы, поникли гордыми своими головами и опустили сильные свои крылья, ибо надежды для них не осталось.

Вслед за ними прискакали к заваленной той Пещере и горные бараны. Бараны наивны были по сути своей и не сразу отчаялись. Копытами своими горные те барашки изо всех сил своих пытались расчистить каменный завал да куда им, плотяным существам, с великой силой бездушных камней тягаться?! Утомившись от трудов своих, горные барашки те упали подле камней так, что и встать больше не смогли. А Пещера злая, скрываясь за камнями, всё подхихикивала...

Между тем земляная Норка времени даром не теряла. Свернулась она клубочком и призвала из своих тесных глубин маленьких друзей:

-Милые! Родные! - пробудила она от зимней спячки полевых мышат, которых приютила она ещё в пору дождливой осени, - Проснитесь! Помогите мне отвалить камни от существа сестрицы моей! Не к кому мне больше обратиться о помощи! - шептала Норка просьбу свою в ушки мышей полевых...

- Помогите мне обогреть каменное сердце Пещеры теплотою обитателей мамы - Горы, милые мураши! - вкладывала Норка просьбу свою в маленькие сердечки муравьёв, которых приняла она в себя ещё прошлой весною, защитив их от злых муравьедовю

- Помогите мне, милые червячки! - обратилась Норка и к земляным червячкам, которых не прогнала прочь от себя, когда те, едва она родилась, поселились у её мягкого чуткого сердца.

И услышали её тоненький голос полевые мышата, открыв глаза. И откликнулись на голос земляной Норки дружные муравьи. И червячки ответили ей готовностью помочь!
И хотя обитатели Норки той были все очень малы и слабы, но, объединившись, все вместе они смогли расшатать камни и высвободить проход Пещеры для горных барашков и горных орлов.

-Убирайтесь вон! - выла Пещера, желая напугать незваных гостей гулким эхом, - Не пущу!

Но как бы Пещера не пищала, как бы не содрогалась она, а барашки и орлы всё-таки вошли в её тёмное холодное нутро. Вошли и обогрели собою холод её камней. Сразу, едва только барашки и орлы вошли и влетели под кров её суровый, Пещера тот час почувствовала как холодные её камни наполняются теплом обитателей её матери - Горы:

-Какие вы тёплые... - обогревшись, объяла Пещера своих гостей каменной своей любовью, - Какие вы все милые! - распростёрла она для них всю себя так, что и горные орлы нашли под её просторными сводами  место для своих гнёзд, и горные барашки отыскали покой своим тоненьким копытцам...

С тех пор большая та каменная Пещера принимает всех, приходящих к ней и просящих приюта. А Норка так и осталась маленькой. И хотя она не может принять в себя больших зверей и птиц, но с тех пор Норка больше не печалится малому своему размеру, ибо теперь сестра её - каменная Пещера, имея такое же доброе сердце как у неё, со времён этой истории никогда никому не отказывает в помощи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий